Сегодня в книжке «Типографика» Эмиля Рудера вычитал очень интересный момент:
Согласно восточной философии, именно пространство первично по отношению к форме. Без внутренней ёмкости, кувшин есть просто ком глины, и только наличие пустоты внутри делает его сосудом, о чём гласит одиннадцатый афоризм Лао-Цзы:
«Тридцать спиц сходятся в ступице, но как раз промежутки меж ними составляют суть колеса. Из глины делают горшки, но как раз пустота внутри них и составляют суть горшка. Стены с дверями и окнами образуют дом, но как раз пространство между ними составляет суть дома. Мораль: телесное емлет пользу, бестелесное составляет суть бытия.»
Китаец пытался донести суть дзен-буддизма, однако его изречение великолепно подходит для объяснения использования воздуха в дизайне.Основное правило для воздуха: воздух является противоположностью форме — антиформой.
К антиформе можно смело применять правила, которые неприменимы для формы:
Не бывает много воздуха. Если вам кажется что у вас много воздуха — смело добавляйте ещё.
Нельзя бояться воздуха: воздух это пустота, а пустоты много не бывает. Также, пустота не бывает неправильной или кривой. Внутри каждой буквы текста есть пустота, и никто от этого не умер. Пустота поддерживает, а не рушит.
Пустота не создаёт форму, она лишь подчёркивает выразительность формы, которая уже есть.
Как и для любых других действий, для работы с пустотой мне всегда нужны логические основания. Для антиформы любые логические обоснования можно строить от противного:
Какова причина, по которой я экономлю место в макете?
Какова причина не делать отступ слева/справа/сверху/снизу?
Почему нельзя сделать несимметричные отступы (50-100-80-30)?
В макете очень полезно смотреть не только за балансом расположения блоков, но и за антиформой, которую эти блоки образуют. Форма антиформы (простите за каламбур) имеет свой вес в общем впечатлении от макета. В случае, если композиция имеет свой вертикальный ритм, пустота также может этот ритм соблюдать.